Осторожно! Контрафакт…
Тендерные площадки и открытые торги – это отличная идея.
На первый взгляд, не нужно искать поставщиков самому. Формируешь техническое задание, публикуешь процедуру, поставщики все видят и сами присылают свои решения.
Никакой личной ответственности, все решения принимаются комиссией…
С другой стороны, для компаний «купи-продай» — это отличный шанс заработать на ровном месте. Можно поставить оборудование с консервации, восстановленное или с «левыми шильдами».
В итоге вы получаете кусок железа в упаковке.
Хорошо, если у вас есть технический персонал с «головой и руками», который сможет восстановить и работать с таким оборудованием.
А если нет? Что делать?
И кто виноват?
Да и все-таки может быть обидно – деньги потратили, а результата нет…
Вашей личной вины в этом нет, так как решение принимала комиссия с помощью голосования. С поставщика в 99% случаев тоже ничего не вернуть.
В итоге приходится все последствия устранять вам и вашим коллегам.
Единственный выход — это прорабатывать техническое решение самостоятельно и четко формулировать критерии, которым должен соответствовать поставщик.
Вот несколько видов поставщиков и методов защиты от них…
Поставщики — однодневки
Как же можно купить компрессор (или любое другое оборудование) у поставщика-однодневки, если ваш отдел закупок и служба безопасности проверяет учредительные документы, дату создания компании и бухгалтерскую отчетность?
Для кого-то это может быть секретом, но для меня нет — можно купить компанию уже с историей 2-3 года или более.
Далее подделать отчетность, сделать справки, подать документы на тендер и выиграть его.
Потом поставить мембранный компрессор с хранения, восстановленный или б/у. Получить деньги и на какое-то время исчезнуть.
И что самое интересное — стоимость оборудования у этих поставщиков будет ниже, чем стоимость нового оборудования, если покупать непосредственно на заводе-изготовителе. Обычно такие поставщики говорят: «У нас дешевле, потому-что мы имеем большую скидку от завода-изготовителя, и поэтому мы предлагаем дешевле».
А на самом деле везут «хлам» и никакого отношения к производителю не имеют.
Что делать?
Единственный метод, чтобы исключить такие компании — это проверять, действительно ли поставщик имеет статус представителя завода-изготовителя. Пишите на завод-изготовитель, просите подтвердить, как давно завод-изготовитель работает с этим поставщиком, какие обороты у этого поставщика и т.д.
Также рекомендую в техническом задании на приобретение компрессора прописывать требование о предоставлении информации о службе сервиса поставщика и копий действующих сертификатов об обучении инженеров поставщика.
Об этом я уже писал в предыдущей статье Таксисты без прав. Поставщики без обученных инженеров.
Но и здесь не расслабляйтесь.
Позвоните в те заведения, которые выдавали подобные сертификаты / удостоверения, и обязательно проверьте номера, даты и ФИО, указанные в документах. В настоящее время все эти удостоверения можно просто купить…
Поставщики — перевозчики / транспортники
14 декабря 2012 года…
Мы уже начинаем готовиться встречать Новый год, доделываем дела.
И получаем звонок от генерального директора (лично звонил) компании АО «Уралхиммаш» с большой просьбой срочно выслать нашего инженера и провести дефектовку компрессора высокого давления и ввести его в эксплуатацию.
В процессе разговора выясняем, что АО «Уралхиммаш» в начале 2012 года приобрел компрессор высокого давления на общую сумму 190 000.0 Евро в компании, которая занимается поставкой подшипников и другими услугами по доставке оборудования из Европы.
Никто из сотрудников АО «Уралхиммаш» не обратил внимание на то, что тендерная документация не содержит информации о том, кто отвечает за ввод оборудования в эксплуатацию и несет гарантийные обязательства.
Ситуация осложнялась тем, что компрессор был получен в упаковке без повреждений и некоторое время простоял на складе. После того, как компрессор вскрыли и переместили в место установки, то обнаружили повреждения панели управления (трещины и вмятины). И, к сожалению, так и не смогли определить — эти повреждения уже были изначально, или они появились, пока компрессор перемещали из одного помещения в другое.
То есть, претензии предъявлять было некому.
Трещины (как на фотографии ниже) были по всему периметру панели управления:
Коллеги из АО «Уралхиммаш» планировали разобрать эту панель управления, отремонтировать ее и установить обратно. Для этого нужно было демонтировать все электрические компоненты и потом установить их обратно.
Делать это самостоятельно они не хотели, чтобы не напутать с электрикой.
Этот компрессор был приобретен для специального сложного пресса, запуск которого намечался на середину декабря 2012 года.
И все оборудование должно было выглядеть идеально.
В итоге они обратились к поставщику компрессора и попросили сделать предложение на работы по разборке/сборке панели управления и вводу компрессора в эксплуатацию.
И, естественно, получили отказ. Поставщик занимался только поставкой «железа» и не имел своей сервисной службы.
В результате все «героически» спасали ситуацию. Мы помогли и отправили своего инженера перед новогодними праздниками, чтобы они могли закончить испытания.
Выводы и что делать?
Покупая сложное техническое оборудование у поставщиков — перевозчиков / транспортников, вы остаетесь один на один с проблемами, которые могут появится в первый год эксплуатации.
Проверяйте поставщика на предмет взаимоотношений с заводом-изготовителем и наличия сервисной службы точно также, как описано в предыдущем разделе.
Обязательно указывайте в техническом задании и прописывайте в договоре необходимость проведения ввода оборудования в эксплуатацию силами поставщика.
Поставщики, занимающиеся продажей восстановленного оборудования
Так как мы специализируемся на производстве мембранных компрессоров и даем много рекламы, то к нам регулярно приходят письма с предложением купить мембранные компрессоры МК (производство ОА «УКЗ») с хранения, восстановленные, б/у и т.д.
Я уверен, что на сегодняшний день у нас в России еще очень много подобных компрессоров, которые кто-то хочет подороже продать…
Находятся такие «умельцы», которые берут подобный хлам и восстанавливают его. А потом продают как новое оборудование.
И при этом говорят, что это «новое оборудование» у них в наличии или имеет очень небольшой срок поставки (меньше, чем у самого завода-изготовителя).
Выводы и что делать?
Все действия аналогичны тем, что описаны выше в разделах.
Дополнительно, в случае, если вам предлагают взять оборудование «со склада» (т.е. оно в наличии), попросите прислать шильдик компрессора с серийным номером. И, после его получения, обратитесь на завод-изготовитель и проверьте подлинность номера и дату выпуска.
Поставщики, занимающиеся «наклейкой этикеток»
Ну и последний тип поставщиков — это те, кто клеит наклейки «Made in Germany» или «Made in Italy» на всякое барахло не думая.
При этом скрываются коды используемых деталей и узлов.
Это, наверное, самый сложный тип поставщика, так как проверить подлинность происхождения оборудования очень сложно. Если только не съездить на декларируемый завод-изготовитель в Германию или Италию.
Отмечу, что я не против поставщиков, которые клеят свои наклейки на чужое оборудование.
За последние 6 лет, за которые я объездил десятки производств в Германии, Италии, Великобритании и Китае, я видел разное.
В Европе это вообще в порядке вещей — с целью расширения номенклатуры каждый завод-изготовитель покупает в других местах готовую продукцию и продает ее под своим именем. Очень часто на одной производственной площадке можно увидеть 5 абсолютно одинаковых компрессоров с разной окраской и разными шильдами.
Выводы и что делать?
Покупая сложное оборудование у подобных поставщиков, вы рискуете остаться с «куском железа» без маркировок о реальном месте производства. Также в будущем подбор запчастей и комплектующих вызовет только одни сложности.
Предотвратить поставку оборудования от такого поставщика помогут все действия и проверки, описанные выше. Также крайне рекомендую посетить декларируемый завод-изготовитель и ознакомиться с его производственными мощностями.
Со своей стороны, при обсуждении возможности поставки оборудования стоимостью более 5 млн. рублей мы всегда приглашаем наших потенциальных клиентов либо к нам на площадку, либо на площадки заводов-изготовителей, у которых мы берем комплектующие для наших мембранных компрессоров модельного ряда Ковинт КСВД-М.
Поверьте, в нынешние времена затраты на такую поездку несоизмеримо малы по сравнению с теми потерями, которые можно понести в случае получения контрафактной продукции / подделки от недобросовестного поставщика.
На этом все.
Если у вас появились вопросы/замечания или комментарии, то вы можете направить их через форму в конце страницы.
Мы ответим в течение 1-2 рабочих дней.
C уважением,
Константин Широких