Таксисты без прав. Поставщики без обученных инженеров…

 

Доверили бы вы перевозку себя любимого таксисту без прав? Или водителю автобуса без прав? Или пилоту самолета без лицензии?

 

Думаю, нет…

 

Однако ни вам, ни любому другому человеку не приходит в голову проверить документы водителя такси или автобуса на право управления транспортным средством. Признаюсь, и я никогда не думал заниматься этими проверками.

 

Потому что наличие прав / лицензий – это само собой разумеющееся… Это закон.

 

Вот теперь парадокс…

 

Как часто вы или ваши сотрудники проверяют разрешительные документы и допуски у тех инженеров, которые приезжают к вам на предприятие и проводят какие-либо сервисные или ремонтные работы?

 

Проверяете ли вы их вообще?

 

И знаете ли вы, какому риску вы подвергаете себя лично, или как «подставляют» вас сотрудники?

 

Мембранный компрессор — это источник повышенной опасности

 

Мембранные компрессоры (как и винтовые, поршневые, центробежные и т.д.) — это источник повышенной опасности, работа с которыми регулируется следующими документами:

 

Промышленная безопасность:

 

Федеральный закон №116-ФЗ от 21.07.1997 в редакции от 13.07.2015 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

 

«Правила   устройства   и   безопасной  эксплуатации  стационарных компрессорных   установок,   воздухопроводов   и   газопроводов» ПБ 03-581-03.

 

«Правила  устройства  и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» ПБ 03-576-03.

 

Электробезопасность:

 

«Правила устройства электроустановок» 7-е издание

 

«Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей»

 

«Межотраслевые правила по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок».

 

Таким образом, любой человек, который приступает к работам по вводу компрессора в эксплуатацию, сервисному обслуживанию и ремонту, обязан иметь действующую аттестацию в соответствии с действующими нормативными документами.

 

А что происходит в реальности?

 

У меня складывается такое ощущение, что на предприятиях либо считают наличие этих документов как само собой разумеющееся (как в случае с водителем такси / автобуса / самолета), либо просто забывают или не знают об обязанности поставщика иметь эти документы.

 

99% производителей / поставщиков мембранных компрессоров не вкладывают время и деньги на обучение своих инженеров.

 

Зачем это делать?

Ведь никто же не спрашивает…

 

И, покупая оборудование у таких компаний, каждый человек и предприятие целиком подвергается серьезному риску.

 

Проводят тендерные / закупочные процедуры только по одному принципу — у кого ниже цена… А все остальное второстепенно. 

 

В чем риск и каковы последствия?

 

В случае аварии или несчастного случая во время проведения работ с компрессорным оборудованием инженерами поставщика, которые не имеют допусков, вы и ваше предприятие будет первым в списке проверяющих органов.

 

Потом пойдут к поставщику и генеральному директору компании — поставщика.

 

Генеральный директор (поставщик) «отмажется»…

 

Во-первых, любой человек, который заходит на территорию вашего предприятия, находится в зоне вашей ответственности. Компания-поставщик не несет ответственности за своего же человека, который находится на вашей территории.

 

Во-вторых, генеральный директор (поставщик) просто может сказать — а мы своих инженеров не отправляли к вам и ничего не знаем об этой поездке.

 

Потом проверяющие органы вернутся к вам…

 

В лучшем случае, вам или вашему предприятию (генеральному директору, техническому руководителю, который отвечает за технику безопасности) грозит административная ответственность за допуск к работам персонала, который не имеет обучения и разрешений.

 

В худшем случае (если получена инвалидность или произошел летальный исход) — уголовная ответственность того, кто допускал персонал к работам, и руководителя предприятия…

 

Выводы и рекомендации

 

Не поленитесь и выясните, есть ли у вашего потенциального поставщика мембранного компрессора (да и любого другого оборудования) инженеры с соответствующими допусками?

 

Каждый инженер должен иметь следующие документы:

 

  • Аттестация по электробезопасности III группа или выше. Если ниже, то такой инженер не имеет права прикасаться к электрооборудованию и может быть только сторонним наблюдателем (1 документ). 

 

  • Аттестация по правилам общей промышленной безопасности и промышленной безопасности при работе с оборудованием, находящимся под избыточным давлением (1 документ).

 

Итого должно быть два документа.

 

Эти документы должны выглядеть примерно так:

 

Справка о проверке знаний по электробезопасности

Справка о проверке знаний по электробезопасности

 

Протокол проверки знаний

Протокол проверки знаний по промышленной безопасности

 

Наличие этих документов у инженеров поставщика сильно снизит ответственность с вашей стороны и вашего предприятия.

 

Если вы получите копии подобных документов в течение 5 минут после вашего обращения, то все в порядке. Если нет — задумайтесь…

 

Нужен ли вам такой поставщик и такая ответственность?

 

Кто-то может возразить:

 

А нам все равно. У нас есть свой технический персонал, который все сделает сам

 

Безусловно, у нас очень много технически грамотных людей, которые могут сами обслуживать и ремонтировать оборудование.

 

Но…

А как же гарантия?

 

Некоторые поставщики мембранных компрессоров могут декларировать гарантию, условно, 5 лет. При этом мелким-мелким почерком, чтобы сложно было разглядеть, обязательно напишут, что гарантия действует только при условии ввода оборудования в эксплуатацию сертифицированным заводом-изготовителем специалистом и при постоянном сервисном обслуживании поставщика. 

 

И что тогда делать?

 

Но даже если вам не навязывают сервисное обслуживание, и вы все делаете самостоятельно, но в гарантийный период вдруг наступает серьезная поломка, и требуется приезд специалиста поставщика для дефектовки, а потом для восстановления оборудования…

 

Что делать в этом случае?

 

Как допускать инженеров поставщика к работам?

 

А если ваш поставщик не справится, и ему придется вызывать иностранных специалистов с завода-изготовителя, которые будут «ковыряться» в оборудовании?

 

Кто тогда будет отвечать за этого иностранного специалиста?

 

Я думаю, здесь есть над чем поразмыслить…

 

На этом у меня все.

 

Надеюсь, что данный материал поможет предотвратить ошибки еще в самом начале выбора мембранного компрессора.

 

Если у вас появились вопросы/замечания или комментарии, то вы можете направить их через форму в конце страницы.

 

Мы ответим в течение 1-2 рабочих дней.

 

C уважением,

Константин Широких

 

P.S. Естественно, все наши инженеры ежегодно проходят аттестацию по электробезопасности, правилам общей промышленной безопасности и работе с оборудованием, работающим под давлением. Заверенные копии документов у них всегда с собой.

 

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Тема

Прикрепите файл если нужно